ДИСЦИПЛИНА НА РЕТРИТЕ ВИПАССАНА | VIPASSANA RETREAT
Обновлено 30.08.2022 Автор: Doberman 30 Августа 2022
Практики, тренинги, семинары - ВИПАССАНА РЕТРИТ | RETREAT VIPASSANA
ДИСЦИПЛИНА НА РЕТРИТЕ ВИПАССАНА | VIPASSANA RETREAT
Дисциплина — это способность быть, способность познавать, способность учиться. Осознай эти три вещи.
Слово "дисциплина" прекрасно. Оно восходит к корню, от которого произошло слово "disciple" — "ученик". "Дисциплина" означает способность учиться, способность знать. Но вы не можете знать. Вы не можете учиться, если вы не обладаете способностью быть.
Через дисциплину вы становитесь учеником, и это большое достижение. Через устремленность к центру вы обретаете смирение, вы обретаете остроту восприятия, вы обретаете пустоту.
Ученик — это человек, который устремлен в центр; он покорен, восприимчив, открыт, бдителен. Он исполнен ожидания, готов посвятить себя медитации.
Випассана – один из самых древних методов медитации. Утраченный в древности, он вновь был открыт Готамой Буддой. Слово vipassana означает видеть вещи, как они есть в действительности. Данный метод, базовая медитация Гаутамы Будды, предназначен для развития осознанности, бдительности, наблюдения, свидетельствования.
Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.
Медитация означает, что вы наслаждаетесь собственным присутствием. Медитация — это наслаждение в своем бытии.
Такое постижение истины путем прямого опыта и есть процесс очищения. Этот путь (Dharmma - Дхарма).
"Вы должны искать гармонию во всём, что вы делаете".
Бабаджи из Хайдакана.
ГАРМОНИЯ - ЭТО ПРИЗНАК ИСТИНЫ.
Если в том, что ты делаешь нет гармонии- значит в этом нет истины.
Гармония- это пропорции, симметрии и красота?
Нет. Не совсем.
Прежде всего это внутреннее ощущение правильности делаемого.
Для этого в древности использовали слово "Дхарма".
ДХАРМА - это не совсем "закон", не "правило" и совсем не "долг".
В санскрите для этого есть другие слова.
Дхарма- производное от слова "поддерживать".
ПОДДЕРЖИВАТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО ТО, НА ЧТО ОПИРАЮТСЯ.
Весь мировой порядок (Рита) опирается на Дхарму.
В каждой вещи, даже самой искаженной, в каждом существе, даже самом заблудшем,
есть Дхарма- тот его идеальный образ, каким он задумывался Творцом Вселенной.
А всевозможные искажения уже накладываются позже.
Если ты способен увидеть эту Дхарму и описать ее доступными для восприятия человека средствами,
(т.е. очистить от искажений и выставить ее на всеобщее обозрение)
значит ты Мастер своего дела и будешь всегда счастлив в своей реализации, кем бы ты ни был.
Художником или брокером.
Врачем или огородником.
У всего есть Дхарма.
Следующий ей - всегда СЧАСТЛИВ.
Кто не понимает, чего он ищет, подобен ловцу ветра в поле.
Как бы ни приходилось ему трудиться, он пожнет лишь суету и отчаяние.
МИР БЫЛ СОЗДАН ГАРМОНИЧНЫМ.
Ты действительно думаешь, что плодя искажения, и следуя за искажениями,
ты можешь произвести что-то гармоничное, что резонировало бы со словом счастье?
Сколько бы тебе ни удалось собрать власти и материальных ценностей в своих руках,
если они не результат Дхармы, то тебе никогда не достичь удовлетворения.
Стоило ли тогда попу ради этого морщить?
Только бедный этого не поймет, а богатый в этом не признается.
Ну, дай Бог тебе здоровья.
Надеюсь, после этого ты определишься, чем тебе заняться.
Чем Випассана не является:
Это не церемония или ритуал, основанный на слепой вере.
Это не интеллектуальное или философское развлечение.
Это не лечение покоем, не отдых или клуб по интересам.
Это не бегство от проблем повседневной жизни.
Что такое Випассана:
Это техника осознанности.
Это метод наблюдения.
ВИПАССАНА - МЕДИТАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ОЗАРЕНИЯ
Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку жить и эффективно трудиться.
Медитация випассана устремлена к высочайшей духовной цели свободы и пробуждения. Цель не в том, чтобы просто излечить физическую болезнь, хотя, как побочный продукт духовного очищения, могут пройти многие психосоматические болезни. Фактически, через випассану устраняются три причины всех несчастий – влечение, отвращение и неведение. С помощью непрерывной практики медитация освобождает напряжения повседневной жизни и развязывает узлы, завязанные старой привычкой реагировать на приятные и неприятные события.
Хотя випассана, как техника, разработана Буддой, практиковать ее могут не только буддисты. Нет необходимости менять свою веру. Это универсальная техника, которая работает с универсальными, общечеловеческими трудностями. Люди многих религий испытали пользу медитации випассаны, не обнаружив никаких конфликтов со своим вероисповеданием.
Предписания
Все, кто участвует в ретрите випассана, берут на себя обязательство во время ретрита неукоснительно соблюдать следующие пять предписаний:
воздерживаться от убийства живых существ (прямо и косвенно);
воздерживаться от воровства (внутри и снаружи);
воздерживаться от всех видов сексуальной активности (внутри и снаружи);
воздерживаться от лжи (внутри и снаружи);
воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ.
воздерживаться от приема пищи после полудня;
воздерживаться от чувственных развлечений, не использовать украшений;
не спать на высоких, слишком мягких кроватях.
Соблюдая шестое предписание, старые участники принимают только травяной чай или фруктовый напиток во время перерыва в 17:00 часов, в то время как новые учстники могут пить чай с молоком и есть фрукты. Преподаватель может освободить старого участника от соблюдения данного предписания.
Принятие учителя и техники
На время ретрита участники полностью принимают наставления и указания учителя; соблюдают дисциплину и медитируют точно так, как говорит учитель, ничего не игнорируя и не добавляя. Такое принятие приходит на основе интуиции и понимания, а не путем слепой веры. Только при наличии доверия, участники смогут работать прилежно и усердно. Доверие к себе, учителю и технике необходимо для ракрытия медитации.
Другие техники, ритуалы и формы поклонения
На время ретрита полностью прекращаются все виды религиозных практик, чтение молитв, богослужения, церемонии, пост, возжигание благовоний, пользование четками, чтение мантр, пение, танцы и т.д. Все другие медитативные и оздоровительные практики также следует приостановить. Не с целью их отвержения или осуждения, а для того, чтобы тотально испытать технику випассаны в чистом виде.
Участникам настоятельно советуют, что произвольное смешивание других методов медитации с випассаной будет мешать практике. Если возникают сомнения или непонимание, всегда спрашивайте у наставника.
Общение с наставником
Время между 12:00 и 13:00 отведено для личных вопросов к наставнику. Общие вопросы можно также задавать между 21:00 и 21:30 в медитационном зале. Время, отведенное для личных и общих вопросов, предназначено только для разъяснения практических моментов, связанных с техникой медитации.
Благородная Тишина
Все студенты соблюдают Благородную Тишину от начала ретрита и до утра последнего полного дня ретрита. Благородная Тишина означает тишину тела, речи и ума. Поэтому прекращены (остановлены) все способы общения с другими участниками, включая жесты, язык знаков, записки.
Участники, однако, могут говорить с учителем, если это необходимо. Они могут также обращаться к администратору ретрита с любыми проблемами, касающимися питания, размещения, здоровья, и т.д., но такие контакты сведены к минимуму. У участников создаётся ощущение, что они практикуют в одиночестве.
Физический контакт
Важно, чтобы в течение ретрита вообще не было физических контактов между участниками, независимо от пола и семейного положения.
Йога и физические упражнения
Хотя йога, бег трусцой и другие физические упражнения совместимы с випассаной, на время ретрита их следует приостановить или проводятся минимальные практики под наблюдением наставника.
Религиозные предметы, четки, кристаллы, талисманы и др.
Перечисленные предметы привозить на ретрит не следует. Если по невнимательности это случилось, необходимо отдать их на хранение администратору на все время ретрита.
Опьяняющие вещества и наркотики
На ретрите без наркотиков, алкоголя и других опьяняющих и наркотических веществ; это также относится к транквилизаторам, снотворному и любым другим успокаивающим средствам. Те, кто по рецепту врача принимают какие-либо лекарства, должны уведомить об этом учителя при записи на ретрит.
Табак
Ради здоровья и удобства всех участников, курение, жевание табака, использование нюхательного табака на ретрите остановлено или проводится отдельная "медитация курение" в группе курящих под наблюдением ведущего.
Еда
Невозможно учесть пожелания всех медитирующих, поэтому участников просят довольствоваться простой растительной пищей. Руководство курса обеспечивает сбалансированное, здоровое меню, подходящее для медитации. Если участникам по состоянию здоровья предписана специальная диета, они сообщают об этом организаторам при записи на ретрит. Голодание остановлено.
Одежда
Одежда должна быть простой, удобной.
Стирка и душ
Участники живут в общих комнатах, поэтому важно, чтобы они регулярно мылись и поддерживали одежду в чистоте. Студенты сами стирают свою одежду (медитация стирка). Мыться и стирать одежду только во время перерывов, но не в часы, предназначенные для медитации.
Контакты с внешним миром
Участники не покидают центр в течение всего ретрита. Они могут уехать только с согласия учителя. До конца ретрита никаких внешних контактов, включая письма, общение по телефону и контакты с посетителями. Мобильные телефоны, пейджеры и другие электронные устройства сдаются на хранение организаторам ретрита. В особых случаях друзья или родственники могут контактировать с руководством ретрита.
Музыка, чтение, записи
Игра на музыкальных инструментах, слушание радио, плеер и т.д. - остановлено. На ретрите никаких материалов для чтения или письма. Без ведения записей, это указывает на практическую направленность медитации.
Диктофоны, магнитофоны, фотоаппараты и видеокамеры
Без использования вышеперечисленные устройств, за исключением тех случаев, когда имеется одобрение учителя.
Резюме
Основную идею, из которой вытекают все правила и поддержание дисциплины, можно сформулировать так:
Будьте внимательны, заботясь о том, чтобы ваши действия никого не отвлекали. Наблюдайте, если, по мнению вашего ума, другие люди будут вам мешать.
Может оказаться, что участники не понимают практической основы одного или нескольких из вышеупомянутых правил. Вместо того, чтобы оставаться в сомнении или порождать негативность, всегда лучше попросить учителя это разъяснить.
Участники хорошо понимают практики и осознают пользу от нее только на основе дисциплины и максимальных усилий в течение всего ретрита. Во время ретрита основной акцент сделан на работе: золотое правило – медитировать так, будто вы совершенно одни на ретрите, не обращая внимания на помехи и неудобства, работать с умом, обращенным вовнутрь.
Наконец, участники могут заметить, что продвижение в випассане зависит исключительно от их собственных благих качеств и факторов: дисциплины, осознанности, тотальности, доверия, искренности.
РАСПИСАНИЕ РЕТРИТ ВИПАССАНА МЕДИТАЦИЯ | MEDITATION VIPASSANA RETREAT
На 10-дневном ретрите, во время которого участники соблюдая дисциплину, изучают основы метода, и практикуют в объеме, достаточном для получения полезных результатов.
Ретрит требует тяжелой, серьезной работы. Существуют три этапа практик. Первый заключается в том, что на все время ретрита, необходимо воздерживаться от убийства, воровства, сексуальной активности, лжи и принятия опьяняющих веществ. Эти простые правила морального поведения служат для успокоения ума, который в противном случае будет слишком возбужденным для выполнения задания самонаблюдения.
Следующий этап - развитие владения умом путем фиксации внимания на естественной реальности постоянно изменяющегося потока дыхания, как оно входит и выходит через ноздри. На четвертый день ум становится достаточно спокойным и достаточно сосредоточенным для самой практики випассаны: наблюдения ощущений по всему телу, понимая их природу и развивая уравновешенность, учась не реагировать на них. Наконец, в последний полный день ретрита участники учатся медитации любящей доброты, доброжелательности по отношению ко всем, где чистота, наработанная в процессе ретрита, разделяется со всеми существами.
Вся практика представляет собой тренировку ума. Точно также как мы используем физические упражнения для улучшения здоровья тела, випассана может быть использована для развития здорового ума.
Разумеется, результаты приходят постепенно, вместе с практикой. Это не реально ожидать, что все проблемы исчезнут за десять дней. Однако за это время можно научиться основам випассаны, которые затем можно применять в жизни. Чем дольше практиковать технику, тем больше свобода от несчастий, тем больше свобода быть в блаженстве и ближе полное освобождение.
Все люди приглашаются присоединиться к ретриту випассаны, чтобы они сами увидели, как работает техника и ощутили ее полезные результаты. Всякий поймет, что випассана это бесценное средство, с помощью которого раскрывается настоящее счастье и любовь и осознанная жизнь.
Следующее расписание ретрита предназначено для поддержания непрерывности практики. Для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать его как можно точнее.
РАСПИСАНИЕ РЕТРИТ ВИПАССАНА МЕДИТАЦИЯ
4:00 Утренний колокол – подъем
4:30-6:30 Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 Перерыв на завтрак
8:00-9:00 Общая медитация в зале
9:00-11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению наставника)
11:00-12:00 Перерыв на обед
13:00-14:30 Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 Общая медитация в зале
15:30-17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению наставника)
17:00-18:00 Перерыв на чай
18:00-19:00 Общая медитация в зале
19:00-20:15 Беседа учителя в зале
20:15-21:00 Общая медитация в зале
21:00-21:30 Время для вопросов в зале
21:30 Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет
МЕДИТАЦИЯ ВИПАССАНА — ДРЕВНИЙ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ
Существуют тысячи методов погружения в медитацию, но на их фоне особенно выделяется Випассана; подобно тому, как Гаутама Будда выделяется своим неповторимым своеобразием среди тысяч других мистиков. Во многом он стал уникальным, во многом он сделал для человечества больше, чем кто-либо другой. Во многом его поиск истины отличался большей искренностью, большей подлинностью, чем у кого-нибудь другого.
Гаутама Будда стал просветленным именно благодаря медитации. Само слово "випассана" с пали — языка, на котором говорил Будда, — переводится... дословно переводится как "взгляд", а его метафорическое значение — наблюдать, свидетельствовать.
Гаутама Будда избрал такую медитацию, которую можно назвать основополагающей. Все другие медитации — это лишь различные формы наблюдения, однако в любой медитации наблюдение представляет собой основную часть, без него нельзя обойтись. Будда опустил всё и оставил только основную ее часть — наблюдение.
В наблюдении есть три шага. У Будды вполне научный подход. Он начинает с тела, ибо тело наблюдать легче всего.
Легко наблюдать, как двигается моя рука, как она поднимается. Я могу наблюдать себя идущим по дороге, я могу вести наблюдение за каждым своим шагом. Я могу вести наблюдение за тем, как я ем.
Итак, прежде всего в випассане мы наблюдаем за движениями тела, это самый простой шаг. Любой научный метод всегда начинается с элементарного.
Наблюдая за телом, ты с восхищением откроешь для себя новые ощущения. Наблюдая за движениями своей руки осознанно, внимательно, освободившись от сна, ты почувствуешь некую грациозность и тишину в руке. Можно совершать движение и без наблюдения, но в этом случае она будет двигаться быстрее и потеряет грациозность.
Будда двигался очень медленно; его часто спрашивали, почему он так медленно ходит. Он отвечал "Это часть моей медитации: всегда ходить так, будто идешь зимой через холодный ручей... медленно, осторожно, ведь вода очень холодная, нужно следить за каждым своим шагом, чтобы не наступить на скользкий камень".
Метод остается тем же, только с каждым шагом меняется объект. Вторым шагом является наблюдение за умом. Теперь ты переходишь в более тонкий мир, мир твоих мыслей. Если ты смог вести наблюдение за своим телом со стороны, то наблюдение за мыслями не составит особого труда.
Мысли — это невидимые волны, но они так же материальны, как и тело. Они невидимы, как невидим сам воздух, но воздух так же материален, как и камень; это же касается и твоих мыслей они материальны, но невидимы.
Это второй, средний шаг медитации. Ты движешься к невидимому, более тонкому, но все же материальному — наблюдению за своими мыслями. Есть только одно: без высказывания своего мнение, суждения. "Не суди", ибо, как только человек начинает судить, он сразу забывает о наблюдении.
В высказывании "без суждений" о происходящем, нет ничего противоречивого. Причина, по которой, предлагается жить без оценок, заключается в следующем: как только человек начинает что-то оценивать, например "Это хорошая мысль", "Это плохая мысль", - на это время он перестает вести наблюдение. Он начинает мыслить, он вовлекается в процесс мышления. Он не смог оставаться отрешенным, стоя на обочине и наблюдая за движением.
Не становись участником происходящего вокруг тебя; это касается и похвалы, и хулы; не нужно вовлекаться в приходящие мысли.
Наблюдай за своими мыслями, как за несущимися в небе облаками. Не давай своих оценок этим облакам: эта туча выглядит очень угрожающе, а это белое облако выглядит чудесно. Облака остаются облаками: они не хорошие и не плохие, они — облака. То же самое относится и к мыслям — волны или облака проходящие через твой ум.
Наблюдай безучастно, и тебя ждут еще большие сюрпризы. Когда наблюдение наберет силу, мысли начнут постепенно иссякать. Пропорция абсолютно одинакова: если наблюдение составит пятьдесят процентов, то и мысли пропадут на пятьдесят процентов. Если наблюдение составит шестьдесят процентов, то у тебя останется лишь сорок процентов мыслей. Если ты превратишься в девяносто девять процентов чистого наблюдения, то очень редко проскочит какая-то шальная мысль, всего лишь один процент проедет по дороге, движение практически прекратилось. Час пик, а на дороге ни одной машины.
Когда ты очистишь свой ум от суждений на сто процентов, когда ты станешь чистым наблюдателем, ты станешь просто зеркалом, ведь зеркало никогда не дает оценок. Зеркало не шарахается, когда в него смотрит уродливая женщина. Зеркало остается чистым и тогда, когда в него кто-то смотрит, и тогда, когда в него никто не смотрит. На зеркало не влияет ни отражение, ни отсутствие отражения. Наблюдение становится зеркалом.
Ты уже какое то время практикуешь. Ты уже прошел часть пути, и это была по твоему мнению, трудная часть. Сейчас ты уже знаешь секрет, и тот же секрет нужно применить к разным объектам. От мыслей нужно переходить к более тонким ощущениям — эмоциям, чувствам, настроениям; от ума — к сердцу, сохраняя то же самое правило, никакого суждения, только наблюдение. А сюрприз будет заключаться в том, что большинство эмоций, чувств и настроений, завладевших тобой...
Когда тебе грустно, ты находишься во власти печали. Ты сердишься; гнев — это не половинчатое чувство. Ты весь охвачен гневом, каждая твоя клетка клокочет от ярости.
Наблюдая за сердцем, ты почувствуешь, что не находишься в чьей-то власти. Печаль приходит и уходит, но ты не грустишь. Счастье приходит и уходит, но ты и здесь остаешься спокойным. Все, что затрагивает глубины твоего сердца, не в состоянии повлиять на тебя.
Впервые к тебе приходит чувство, что ты — хозяин. Ты перестал быть рабом, которого все пинают в разные стороны; рабом, которого обуревают всевозможные эмоции и чувства; рабом, которого каждый может вывести из себя, и по любому поводу.
Когда ты овладеваешь третьей ступенью, то впервые чувствуешь себя хозяином: ничто не в состоянии потревожить тебя, ничто не может поработить тебя; все осталось далеко позади, далеко внизу, а ты на самой вершине холма.
Перечислено три шага випассаны; эти три ступени ведут к двери храма, и эти двери всегда открыты.
Когда научишься, вести постоянное наблюдение за своим телом, своим умом и сердцем, то больше ничего не нужно будет делать, останется просто ждать.
Когда пройдены эти три этапа, четвертый появится сам собой, в качестве награды. Это гигантский прыжок от сердца к твоей сущности, к самому центру твоей жизни; происходит квантовый переход. Неожиданно твоя жизненная сила, твое наблюдение проникает в самый центр твоей жизни.
Ты вернулся домой, даже так — ты осознаёшь, что всегда дома и никогда его не покидал!!!
Можно назвать это самореализацией, можно назвать это просветлением или освобождением — все это не столь важно. Ты подошел к одному из концов своего поиска, ты обнаружил истину существования и огромный экстаз, который следует за ней, словно тень.
Медитация — это не работа. Медитация — это чистое блаженство.
Погружаясь в себя, ты будешь открывать в себе новые, прекрасные, все более яркие черты. Это твое богатство; ты все больше погружаешься в безмолвие, и это не только отсутствие шума, это беззвучная песня — мелодичная, живая и танцующая.
Достигнув высшей точки своей сущности, достигнув центра циклона, ты обнаруживаешь Божественное — не как человека, а как свет, сознание, истину, как красоту — все, о чем человек мечтал веками. Все ценности, о которых мечтает человек, спрятаны у него внутри.
Это не тяжелая, мучительная, аскетическая работа; это очень приятное, мелодичное, поэтическое занятие, которое, набирая силу, превращается в огромную радость. Это не работа, а молитва, единственная известная молитва.
Молитва — это воспоминание своей сущности, это чувство безграничной благодарности по отношению к жизни. Эта благодарность и является молитвой. Эта благодарность появляется в тебе как аромат, как от куста розы.
ОПИСАНИЕ МЕДИТАЦИЯ ВИПАССАНА | VIPASSANA MEDITATION
Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить. Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.
Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.
Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство... вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.
Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.
То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.
Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.
При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.
Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу... входит внутрь, выходит наружу.
Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.
Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.
Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.
Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал маленького живота очень стар; и тем не менее дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.
Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом... вы были в Японии!
Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму... а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.
Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.
Запомните: то, что проще, — правильнее.
Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.
Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.
Оно придет... оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.
Старый человек умер, пришел новый.
Сидение
Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.
Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.
Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!
Ходьба по методу випассаны
Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.
Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.
Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.
НАБЛЮДАЙТЕ ЗАЗОР В ДЫХАНИИ
Шива сказал: Лучезарная, это переживание может забрезжить между двумя дыханиями. После того, как дыхание вошло внутрь (вниз) и сразу перед его обращением вверх (наружу) — благодать.
Когда ваше дыхание входит внутрь, наблюдайте. Прежде чем оно поворачивает вверх, прежде чем оно поворачивает наружу, на одно мгновение, на одну тысячную долю мгновения, никакого дыхания нет. Дыхание вошло внутрь, в определенный момент оно останавливается. Затем дыхание выходит наружу. Когда дыхание вышло, вновь на одно мгновение или на долю мгновения, оно останавливается. Затем дыхание снова входит внутрь.
Прежде чем дыхание повернет внутрь или наружу, возникает такой момент, когда вы не дышите. В этот момент совершается великое событие, ибо когда вы не дышите, вы не находитесь в этом мире. Поймите следующее: когда вы не дышите, вы мертвы; вы пребываете здесь, но вы мертвы. Однако этот момент настолько мал, что вы его не замечаете.
Вдох — это новое рождение; выдох — смерть. Выдох равносилен смерти; вдох равносилен жизни. С каждым дыханием вы умираете и рождаетесь вновь. Зазор между двумя дыханиями чрезвычайно мал, однако пристальное наблюдение и внимание помогут вам уловить этот зазор. И тогда ничего другого не нужно. Вы блаженны. Вы познали; событие совершилось.
Не нужно тренировать дыхание. Оставьте его таким, как есть. Но почему такая простая техника? Можно ли с такой простой техникой познать истину? Познать истину — значит познать то, что не рождается и не умирает, познать тот вечный элемент, который существует всегда. Вы можете знать выдох, можете знать вдох, но вам неведом зазор между двумя дыханиями.
Попробуйте проделать это. И внезапно вы попадете в точку — вы способны попасть в нее: вы уже в ней. К вам и к вашему устройству ничего не надо добавлять: вы уже в ней. Все уже есть за исключением определенной доли осознавания. Так как же это сделать? Сначала осознавайте вдох. Наблюдайте его. Забудьте все: просто наблюдайте вдох — наблюдайте его прохождение. Когда дыхание касается ваших ноздрей, ощущайте его в них. Затем пусть оно двинется внутрь. Двигайтесь вместе со вдохом при полном сознании. Когда вы опускаетесь вместе с дыханием, не упускайте его. Не забегайте вперед; не плетитесь позади. Идите вместе с дыханием. Помните: не забегайте вперед; не следуйте за ним подобно тени. Двигайтесь одновременно с ним.
Дыхание и сознание должны стать одним. Дыхание входит внутрь; вы тоже входите внутрь. Только тогда вам удастся попасть в зазор между двумя дыханиями. Это нелегко.
Двигайтесь внутрь вместе со вдохом, двигайтесь наружу вместе с выдохом: внутрь — наружу, внутрь — наружу. Будда чаще всего пользовался этим методом, поэтому он стал буддистским. В буддистской терминологии он известен как «Анапанасати йога». В основе просветления Будды лежала эта техника — именно она.
Если практиковать сознательное дыхание, осознавание дыхания, то однажды, сами не подозревая об этом, вы окажетесь в этом зазоре. По мере того, как ваше осознавание будет обостряться, углубляться и усиливаться, по мере того, как ваше осознавание будет входить в зазор — мир будет вам открываться; весь мир, вся область вашего сознания будет состоять из вашего вдоха и выдоха — и внезапно вы окажетесь в зазоре, в котором нет дыхания.
Если вы очень внимательно двигаетесь вместе с дыханием, и вот никакого дыхания нет, как вы можете оставаться неосознающим? Вы осознаете вдруг, что дыхания нет, наступит такой момент, когда вы почувствуете, что нет ни выдоха, ни вдоха. Дыхание полностью остановилось. В этой остановке — «благодать».
НАБЛЮДАЙТЕ ЗАЗОР, НАХОДЯСЬ НА БАЗАРНОЙ ПЛОЩАДИ
Шива сказал: Занимаясь мирскими делами, будь внимательна между двумя дыханиями, и так упражняясь, через несколько дней ты родишься заново.
Что бы вы ни делали, удерживайте свое внимание в зазоре между двумя дыханиями. Практиковать это необходимо и во время деятельности.
Мы уже обсудили одну очень похожую технику медитации. Новая техника отличается лишь тем, что ее нужно практиковать в то время, когда вы заняты мирскими делами. Не практикуйте ее, отложив все дела. Эту технику следует практиковать тогда, когда вы что-то делаете. Вы едите: ешьте и будьте внимательны к зазору. Вы гуляете: гуляйте и будьте внимательны к зазору. Вы отправляетесь спать: ложитесь, засыпайте, но будьте внимательны к зазору.
Почему во время деятельности? Потому что деятельность отвлекает ваш ум. Деятельность обращает на себя ваше внимание. Не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь на зазоре и не прекращайте деятельности; пусть она продолжается. У вас окажется два слоя существования — делание и бытие.
Мы обладаем двумя слоями существования: миром делания и миром бытия, окружностью и центром. Продолжайте работать на периферии, на окружности; не прекращайте работы. Но одновременно внимательно работайте в центре. Что произойдет? Ваша деятельность станет лицедейством, как будто вы играете роль.
Если вы продолжите практиковать этот метод, вся ваша жизнь станет нескончаемой драмой. Вы окажетесь актером, играющим роль, но при этом будете постоянно сосредоточены на зазоре. Если вы забываете о зазоре, тогда вы не играете роль, вы стали ролью. Тогда это не драма. Вы по ошибке приняли ее за жизнь. Именно это мы и делаем. Каждый считает, что он живет жизнь. Но это не жизнь, а всего лишь роль — роль, которую вручило вам общество, обстоятельства, культура, традиция, страна, ситуация. Вам дали роль. Вы ее играете; вы отождествились с ней. Чтобы нарушить это отождествление, воспользуйтесь указанной техникой.
Эта техника предназначена для того, чтобы сделать вашу жизнь психодрамой — просто игрой. Вы сфокусированы на зазоре между двумя дыханиями, а жизнь продолжается, продолжается на периферии. Если ваше внимание находится в центре, тогда на периферии его нет; на периферии находится разве что «вспомогательное внимание». Оно просто случается где-то рядом с вашим вниманием. Вы можете ощущать его, можете знать о нем, но это не имеет значения. Оно как будто не имеет к вам отношения.
Повторяю еще раз: если вы будете практиковать эту технику, вся ваша жизнь будет происходить как будто не с вами, а с кем-то другим.
Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы неожиданно повернете в настоящее.
Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы достигаете источника жизни. Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы сможете преодолеть время и пространство. Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы будете в мире и одновременно — вне его.
Ошо / Медитация: первая и последняя свобода
ПОЛЕЗНЫЕ НАМЁКИ | ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ
Следующая > |
---|