СУТЬ ЙОГА-СУТР | НЕВЕДЕНИЕ | АВИДЬЯ
Обновлено 16.04.2022 Автор: Doberman 16 Апреля 2022
Практики, тренинги, семинары - СУРЬЯ НАМАСКАР | SURYA NAMASKAR
СУТЬ ЙОГА-СУТР | НЕВЕДЕНИЕ | АВИДЬЯ
ИЗ ЦИКЛА "РАСШИФРОВКА ТАЙНЫХ ЙОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ"
НЕВЕДЕНИЕ
Незнание, или АВИДЬЯ — неправильное восприятие ПУРУШЕЙ навязанного ему представления.
5. АВИДЬЯ есть постижение вечного, чистого, счастья и своей самости (атмана) в невечном, нечистом, страдание, не-атмане.
Эти качества: ВЕЧНОСТЬ, ЧИСТОТА, СЧАСТЬЕ — изначально присущи нашей ИСТИННОЙ СУЩНОСТИ, нашему АТМАНУ.
АТМАН — то же, что и ПУРУША.
Но мы попали под иллюзию и стараемся найти качества пуруши в пракрити.
Она отражает качества пуруши в искаженном виде.
Из-за заблуждения нам кажется чистым- нечистое,
счастьем — несчастье,
вечным — невечное.
Мы отождествляем себя с телом, мозгом, личностью.
Вьяса добавляет, что мы ошибочно принимаем за добродетель то, что недобродетельно, достойным считаем то, что по сути недостойно.
Всему этому виной — НЕВЕДЕНИЕ, АВИДЬЯ. При комментировании Гиты я рассказал притчу о Насреддине.
Он потерял ключи в темном подвале, но искал их в саду, где из-за солнечного света искать было удобней.
Эта суфийская притча очень точно передает суть АВИДЬЯ.
Неведение, незнание — это НЕВЕРНЫЙ ВЕКТОР ПОИСКА.
То, что потеряно в одном месте, невозможно найти в другом.
Об этом и говорит процитированная сутра Патанджали.
Вечное, чистое и т. д. — это качества, которые невозможно найти в пракрити. ВЕЧНОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЙДЕНО В НЕВЕЧНОМ.
Классический пример неведения — змея, увиденная вместо веревки.
Мы видим змею и пугаемся — это и есть АВИДЬЯ.
Обнаружив, что мы приняли за змею лишь веревку, наш страх исчезает.
Аналогия полная. Как только мы избавимся от АВИДЬЯ и перестанем отождествлять себя с телом, психикой, ложной «Я»-концепцией, наш страх, наша неудовлетворенность исчезнет.
Мы будем наслаждаться космическим представлением.
Крида и Лила означают развлечение и игру БОГА.
Это философские термины.
Божественный, вечный ПУРУША пожелал разнообразия и погрузился в некое подобие грезы.
Но сновидение слишком захлестнуло его, так что он позабыл свою сущность, позабыл, что видит сон и может в любую минуту проснуться…
Из развлечения сновидение превратилось в кошмар.
Эта Авидья является источником непрерывного потока страдания.
Страдание имеет вид череды КЛЕША (аффектов).
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, страх смерти — суть пять аффектов.
4. Неведение (авидья) является полем для следующих за ним клеша.
Они пребывают в разных стадиях, от дремлющих до полностью развернутых.
Авидья — поле, порождающая почва следующих за ним клеша.
Клеша (букв. «мучение», «боль») от санскритского глагола клиш — причинять боль, доставлять беспокойство, приводить в возмущение, загрязнять.
Дальше я буду переводить его как аффект, но мы должны понять особенный смысл, который вкладывает психология Йоги в термин клеша.
Он обозначает динамику эмпирических состояний сознания «обычного человека», не йога.
Обычная личность воспринимает окружающий мир в непосредственном соотнесении со своим «я», эго, с иллюзорным ядром личности.
Поэтому появляется тенденция принятия либо отвержения.
Отражение внешнего мира постоянно искажается при сопоставлении с личной «Я»- концепцией.
Нечто вызывает страсть, другое — страх, третье — неприязнь.
Давайте посмотрим, как все это происходит на самом деле, как из авидья произрастают другие аффекты.
Пуруша наблюдает «танец» пракрити.
Он включается в это представление, перестает быть отстраненным зрителем. Пуруша переносит свое самоощущение на модификации пракрити (тело, личность).
Он «видит» себя в своих отражениях.
ЭТОТ « ПЕРЕНОС » И ЕСТЬ КОРЕНЬ ВСЕГО.
Это Авидья — ПУРУША видит свой искаженный образ.
Когда он объединяет свою сущность с психическим агрегатом, то это уже эгоизм (асмита).
Пуруша переносит свое самоощущение на наблюдаемое, на личность, которая является ЛИШЬ МОДИФИКАЦИЕЙ ПРАКРИТИ.
Это подобно тому, как мы включаемся в фильм или компьютерную игру.
Мы отождествляем себя с героем, боимся за него, радуемся и т. д.
6. Эгоизм есть кажущаяся тождественность видящего и инструмента видения.
Так из аффекта Авидья «произрастает» аффект Асмита (эгоизм).
Иными словами, введенный в заблуждение ПУРУША отождествляет себя с интеллектом (буддхи), появляется иллюзорная «Я»-концепция.
Она, в свою очередь, соотносит все окружающее с собой.
Появляется тенденция принятия и отвержения.
7. Влечение (рага) неразрывно связано с наслаждением.
8. Враждебность (двеша) неразрывно связана со страданием.
Иллюзорная «Я»-концепция жаждет наслаждения или средств для его достижения.
Все, что связано с наслаждением, вызывает желание, жажду, страстное стремление. Она сопротивляется страданию. Все, что связано со страданием, вызывает отвращение, злобу, гнев.
9. Страх уничтожения (абхинивеша) возникает даже у мудрого.
Пятый аффект — абхинивеша, страх уничтожения, самосущная жажда жизни. «Я»-концепция стремится к жизни, к бесконечному существованию.
Она боится смерти и уничтожения. Комментаторы видят в этой сутре аргумент в пользу теории инкарнации.
Страх смерти не может существовать у того, кто раньше не умирал.
Значит, делают они вывод, прошлые жизни существуют и каждое существо много раз испытывало мучение, связанное со смертью.
Мне кажется, достопочтенные комментаторы неправильно поняли мысль Патанджали.
Приведенный ими пример недостаточен. Современный взгляд допускает существование противоположного импульса — жажды смерти.
Стремление к смерти, проявляющееся в суицидах, никак не укладывается в рисуемую комментаторами картину. Попробую высказать собственную версию. Патанджали говорит о страхе смерти, подчеркивая, что этот аффект «присущ даже мудрому».
Это нужно понимать так — устранение других клеша легче достижимо йогической мудростью, чем АБХИНИВЕШИ.
Страх уничтожения — самый трудный для устранения аффект.
Я считаю, что в этом виноват атрибут вечности, присущий как Пуруше, так и Пракрити.
Пуруша вечно неизменен.
Но и пракрити вечна, хотя это вечность изменений.
Когда происходит перенос ПУРУШЕЙ своих свойств на ПРАКРИТИ, стремление к вечности как бы объединяет эти две субстанции.
Пуруша, для которого вечность является способом бытия, отразившись в пракрити, продолжает вечное существование, несмотря на изменения материи.
Тело, каждая клетка организма пытается продолжить себя — здоровье, размножение, самозащита.
Эго, личность старается оставить память о себе, след в истории, увековечить себя… Именно из-за атрибута вечности, присущего как пуруше, так и пракрити, клеша абхинивеша — аффект страха уничтожения, самый трудный для устранения.
Это и вызывает, по моему мнению, то, что этот аффект «присущ даже мудрому».
Ведь мудрость достигается различением пуруши и пракрити.
Но даже для мудреца, достигшего такого видения собственной сущности, когда он ощущает пурушу и пракрити в несмешанном состоянии, страх уничтожения остается камнем преткновения.
Ведь стремление к вечности присуще как пуруше, так и пракрити, хотя каждая «понимает» эту вечность по - разному.
Но в сутре написано «возникает».
Это означает, что пятый аффект не постоянен.
Если бы его невозможно было устранить, то Йога-сутра не имела бы смысла.
Вообще все сакральные тексты уделяют особое внимание искоренению страха смерти.
В комментариях на Гиту мы детально говорили об этом вопросе, к нему еще вернемся, когда будем рассматривать упанишады. Здесь же ограничимся лишь констатацией того главного, что уже сказано раньше.
Страх уничтожения — один из самых могущественных факторов, мешающих безмятежному «течению» психики.
Среди других клеша (причиняющих боль аффектов) Патанджали особо отмечает его, как «возникающего даже у мудрого».
Йога — метод очистить сознание от этих причиняющих боль аффектов.
По сути эти пять аффектов, возникающих в нашем сознании как непрерывная череда, и есть страдание — ДУКХА.
Избавившись от клеша, мы избавимся от ДУКХИ — универсального страдания, присущего «сансарному бытию».
10. Эти аффекты в «тонком» состоянии устраняются при свертывании.
11. Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
Аффекты имеют грубое и тонкое состояние. Грубое — когда они проявляются.
Тонкое — когда существуют в виде тенденций, записанных в психике инграмм. Йога — способ начать с грубых и дойти до тонких.
Если крия йога (йога действия) ослабляет грубые аффекты, то покончить с тонкими возможно только овладев высшими ступенями йоги и добившись видения своей сущности, когда пракрити и пуруша воспринимаются в отдельности, в несмешанном состоянии.
Вообще йога смотрит на мир как на проявление, следствие существующих «тонких» причин, семян.
И человеческая жизнь рассматривается подобным образом.
Семена — это «тонкие зародыши» аффектов. Они существуют как тенденции и «прорастают», как только появляется соответствующее условие.
Например, страх смерти может быть на время незамечен, если человек в интимной обстановке и проявлен аффект страсти.
Но угрожающие жизни условия сразу изменят расстановку психических сил — страсть вернется к свернутому состоянию, к форме тенденции, а аффект страха смерти проявится в полную силу.
Патанджали называет совокупность аффектов «скрытой потенцией кармы».
Эта совокупность тонких зародышей наших эмоций и действий проявляется в нынешней жизни и проявится в будущих жизнях.
12. Скрытая потенция кармы, имеющая своим корнем аффекты, может ощущаться в этом и будущих рождениях.
13. При наличии корня созревание скрытой потенции кармы обусловливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют своим результатом наслаждение или страдание.
Скрытая потенция кармы — это совокупность наших поступков.
Прошлые действия не исчезают, а принимают вид скрытых тенденций, САМСКАР.
Самскары — записанные в психике инграммы прошлых эмоции и поступков. Любое действие требует повторения. Энергия, проложившая путь в нашей психике как эмоция или действие, подобна дождевому потоку.
Во время дождя вода течет по земле, и постепенно появляется русло.
При следующем дожде вода течет уже по проложенному руслу.
Постепенно русло превращается в ручей… Так же и с действием.
Каждое новый поступок прокладывает «русло» в психике.
В будущем энергия легко потечет по уже проложенному пути.
Чем больше одно и то же действие повторяется человеком, тем глубже дорога, прокладываемая в психике.
Скрытая потенция кармы (хранилище поступков) — это совокупность всех тех путей, по которым некогда двигалась энергия в нашей психике (читте).
Корень поступка — самскара, оставленный след от прошлого поступка.
Так поступок переходит в инграмму, тенденцию, «в семя».
Потом это семя опять вырастает в поступок.
Это называется КАРМА-САМСКАРА-ЧАКРА — заколдованный круг.
Поступок превращается в тонкий зародыш, записанную в психику инграмму, который, в свою очередь, вырастает в новый поступок, и так до скончания времен.
Все существа в плену этого заколдованного круга, словно белки в колесе.
Это КОЛЕСО САНСАРЫ.
Продолжение следует...
777
Sage Yoga
https://www.facebook.com/sage.yoga.37
< Предыдущая | Следующая > |
---|